Конкурс- олимпиада по школьному краеведению «Мой район (город)- моя малая Родина». Исследовательская работа на тему: «Путешествие во времени».

10.01.2019

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ягдыгская СОШ№1»

с. Ягдыг Табасаранский район

Конкурс- олимпиада

по школьному краеведению

 «Мой район (город)- моя малая Родина».

Исследовательская работа

на тему:

 «Путешествие во времени».

Автор работы–Абдулгамидова Алеся Байрамбековна ученица 8 класса МКОУ «Ягдыгская СОШ№1»  с. Ягдыг Табасаранского района

 Республики Дагестан

 Свидетельство о рождении, серия I-БД № 828508 выдан Хучнинской

 сельской администрацией от 26.09.2005г

  Номер телефона: 89884205002

Научный руководитель – Магомедов Юсуф Амиралиевич, заместитель директора по ВР муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Ягдыгская СОШ№1»  с. Ягдыг Табасаранский район.

Обратный адрес: индекс 368650, Табасаранский район,

с. Ягдыг ул. Верхняя 40.

Паспорт: серия 8202 № 660429 выдан Табасаранским РОВД МВД РД

11.04.2002г.

 Номер телефона: 8-967-401-44-76

 

                                

 

                                         «Есть страна Табасарания

Точнее, есть район такой

С текущей там Рубас-рекой

С легендами, что вам расскажут

Под старой крепостной стеной

Там ткут, я видел сам впервые табасаранские ковры

Я удивляться не устану, какие люди там живут

Не зря все гости Дагестана его Швейцарией зовут»

 

 В.Туркин

                                         I.   Введение.

 

          Предметом  исследования моего индивидуального проекта является  историко-культурная жизнь табасаранцев, а также история моей малой родины с. Ягдыг.

            В этой теме я изучаю историко-культурную жизнь табасаранцев. Табасаранцы, народ России. Численность в РФ — 93,6 тыс. чел. Коренное население Дагестана. Численность в Дагестане — 78,2 тыс. чел. Живут в юго-вост. части Дагестана (Хивский и Табасаранский районы), на равнине (Дербентский р-н), а также в предгорной зоне Табасаранского р-на. Общая  численность  97,5 тыс. чел.

Говорят на табасаранском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: северный и южный. Литературный язык на основе южного диалекта. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

           Основные занятия — земледелие и скотоводство. Традиционные ремесла — ковроткачество, обработка дерева, гончарство, узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное производство, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти, выделка кожи, изготовление узорчатых носков. Из ремёсел сохраняются производство ковров и ковровых изделий, изготовление узорчатых джурабов, деревянной утвари.

           Высокого уровня достигло искусство художественной обработки дерева, в т. ч. орнамент, резьба. Достаточно полно представлены различные жанры фольклора (легенды, предания, мифы, исторические сказания, притчи, сказки — волшебные, бытовые, обрядовые и внеобрядовые песни, пословицы, поговорки, загадки, дет.фольклор). Из народных праздников наиболее древний — «эбелцен» (праздник весны). Табасаранцы создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудук, свирель, бубен. Традиционная культура испытала влияние культуры азербайджанцев и лезгин.

         Табасаран имеет огромное наследие в своей историко-культурной жизни и тесно связано в истории в наше время с другими народами.

          В теме говориться о  историко-культурной жизни, об одежде табасаранцев. Которая во многом схожа с одеждой других народов Дагестана. Также в теме говориться про не большое село Ягдыг, которая насыщенна своей историко-культурной жизнью.

               Тема актуальна в наше время для исследования и анализа прошлого и настоящего  в жизни табасаранского народа. Основным разделом работы является тема о небольшом селении Ягдыг, расположенного в Табасаранском районе. Селение имеет много достопримечательных мест, природой и памятниками народного творчества- все это оставило неизгладимый отпечаток в культуре и всей жизни табасаранского населения.

 

Актуальность исследования заключается  в том, что на всех этапах своего развития человек был тесно связан  c обычаями и традициями своего народа. Человек – часть общества, он не может существовать вне общества и  без общения, потому должен подчиняться ее законам. При этом теряются основы воспитания молодого поколения на народных традициях, культуре.

 

За более чем двухвековую историю района, накоплены огромные богатства духовных ценностей. Многое из этого нами либо не используется, либо вовсе утрачивается. Знание истории своей малой родины и  особенно  культуры   содействуют изучению, сохранению, а значит  и обогащению историко-культурного наследия.

 

               Целью работы является изучение истории и культурной жизни табасаранцев.

                 При написании проектной работы были поставлены следующие задачи:                       

- сформировать знания об истории табасаранцев,  о своеобразии культуры и быта, о тесном переплетении с магическими ритуалами, и о сохранившихся обычаях и традициях в наше время;

-  сформировать представления о характере и формах существования различных обрядов и традиций, раскрыть структуру видов культуры, и выявить сходство и различие современной культуры табасаранского народа;

-  выработать знания и закрепить их наглядными средствами, закрепить знания по терминологии табасаранского языка и сопоставить их с  значениями, приобщив к этому русский язык и наглядно проследить по картинкам.

               Мне было интересно изучить свой родной край, ее самобытность, ее историю, которая хранит в себе тайны прошлого и настоящего. Изучив свой родной край,  я узнал многое для себя. Я считаю, что каждый человек должен знать историю и культуру своего родного края.

               

Новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка более глубоко изучить на основе материала историю и культуру моей малой родины.

 

II. Основная часть

1.1 Табасаранцы.

 

Табасаранцы - коренное население Дагестана. Табасаранцы занимают юго-восточную часть предгорного Дагестана. Соседи табасаранцев – азербайджанцы, лезгины, агулы, даргинцы, кумыки. На протяжении многовековой истории ни с одним из них у табасаранцев не было конфликтов и столкновений на этнической основе. Районы с табасаранским населением – Табасаранский, Хивский, Дербентский. Они проживают также в Махачкале, Дербенте, Дагестанские Огни, Каспийске. Численность табасаранцев в РД – 118848 или 121809, а в России – 146360. Всего – 150000.

Табасаранцы антропологически относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы.  В средневековье у табасаранцев была албанская письменность, с утверждением ислама укоренилась арабская. В XV-XVIII веках была создана общедагестанская система письма на основе арабской (аджама), в советское время утвердилась письменность на русской графической основе. Просвещение до революции было на основе арабской письменности. Начальное образование для всех детей – богослужение, заучивание коранических текстов, грамматика – в мектебе, логика, право, арабская грамматика – в медресе, дальнейшая учёба была индивидуальной. Были и светские школы.

В советское время обучение в школах велось на русском языке. На родном табасаранском языке издаются газеты и журналы, публикуется художественная литература, создан табасаранский театр.

Табасаранцы – мусульмане – сунниты. Ислам утвердился в Табасаране в XIII-XVII веках. Табасаран входил в состав Кавказской Албании, как вам известно, Кавказская Албания первое государство на северо-восточном Кавказе. В XV-XVI веках Табасаран бал раздроблен. В северной части Табасарана с центром Хучни образовалось кадийство, а в южной с центром Джарах – майсумство. С распадом единого феодального владения – майсумства – возникли владения кадия, майсума и союзы сельских обществ.

В 1813 приморский Дагестан, в том числе и Табасаран были присоединены к России, и над населением устанавливается царский гнёт. Хотя территория не входила в состав имамата, но его жители принимали участие в борьбе за независимость. Вот такова краткая история о табасаранцах[1].

Мне хотелось продолжить современное положение Табасаранского района, где сохранились памятники народного творчеств. В последние десятилетия произошедшие события в этом регионе оставили след в   истории и культуре табасаранов.  В наше время люди довольствуются ашугами. Самым известным являлся Ярмет Мирзаферов из селения Гюхраг. Около 40 лет он приносил радость землякам своим пением и игрой на сазе. Он многократный участник и лауреат республиканских фольклорных фестивалей, конкурсов и праздников. Самым ярким событием стало открытие своего национального театра табасаранского в городе Дербент  26 апреля в 2001 году[2].

И наконец, не обойтись в истории без коврового производства, поскольку табасаранцы являются знатоками этого дела. Истоки ковроткачества, уходят в седую старину и насчитывают многие сотни лет. Искусство дагестанских ковровщиц хорошо известен не только в нашей стране, но и за рубежом, к примеру, в Англии, Франции, Японии, Германии. По количеству ковров в прежние времена определялось благосостояние семьи, её зажиточность. Особенно стремились украсить коврами комнату для гостей – кунацкую. В этой комнате стелили лучшие ковры, а одну из стен украшали самым красивым и дорогим ковром. Когда девушка выходила замуж, она искала для своего жениха красивый ковёр в качестве подарка. Обязательным условием каждой матери или бабушки было научить своих дочерей и внучек дошкольного возраста ковровому   делу[3].

Традиционная одежда табасаранцев имела много общих черт с одеждой других горцев Дагестана и Кавказа. Это объясняется исторически сложившимися длительными взаимосвязями народов этого региона.  Одежду шили из шерсти овчины, кожи, волокна конопли и хлопка, использовали красители из марены и.т.д. Для шитья полотна и сукна применялся горизонтальный ткацкий станок.

Национальная одежда табасаранца состояла из «нательной рубахи, шаровар, бешмета черкески, бурки, папахи и шубы». Обязательным элементом одежды в зимнее и холодное время была шуба. Костюм табасаранки  состоял из широких шаровар, поверх которых надевали несколько рубах, где верхняя всегда короче нижней. Традиционные типы одежды носились людьми среднего и старшего поколения вплоть до конца 60-х годов.Хочу такой сайт

В настоящее время традиционные элементы в большей мере сохранились в одежде людей старшего поколения и преимущественно у женщин, а также у лиц, занятых животноводством (чабаны).

             

1.2. Брак и свадебные обряды, и обряды, связанные с рождением ребёнка и куначество.

 

Современный брак табасаранцев основывается на взаимном согласии, чем раньше когда выдавали девушек против её воли, и брак был недолговечным. Брак похищением был частым явлением, а теперь в наше время осуждается. Многожёнство могли позволить себе лишь состоятельные табасаранцы. В это время были случаи левирата и сорората. Левират-это вступление в брак вдовы с родственником умершего мужа, сорорат - это женитьба на двух сестрах или двоюродных. В советское время служба в армии, учеба и работа в много национальных коллективах в городах республики привели к случаям заключения браков с представителями других дагестанских народов, русскими и других национальностей.

Среди табасаранцев различают два типа свадеб. Первый тип – традиционен, особенно с 80-х годов прошлого столетия. Этот тип свадьбы сохранился лишь в Верхнем (Табасаранский район) и Южном (Хивский район), чем в Нижнем Табасаране и среди табасаранцев – переселенцев. Во втором типе свадьбы преобладают новые, современные элементы и частично соблюдаются традиционные обряды.
           Свадебная обрядность начинается с того, что инициативу о браке проявляет юноша и говорит о своём намерении членам семьи, кроме отцу. При этом он совершал своеобразные приёмы перед родителями, чтобы им донести своё намерение: он ломал демонстративно посуду, угол печи или оконное стекло. Потом собирается совет, где обсуждают достоинства и недостатки девушки и её родни. При этом при выборе невесты учитываются скромность, уважение к старшим, красота и здоровье, умение вести домашнее хозяйство и ткать ковёр. Если её кандидатура одобряется, то идут её сватать.  Свадьбу играли не менее 3 дней, а теперь в один день. 

 Намного важнее знать обряды и обычаи, связанные с рождением ребёнка, поскольку они самое главное, составляющей материальной культуры не только табасаранцев, но и всех народов Дагестана. Табасаранцы верили в суеверие, такими были перед рождением ребенка:

-все желания беременной должны были исполняться, в противном случае ребенок мог родиться слабым, а на его теле будут родимые пятна:

-нельзя присутствовать при родах, а то самой будет трудно рожать;

-беременной не разрешалось смотреть, как режут скот – ребенок будет хрипеть, как животное, которое режут;

-нельзя перед родами шить, вязать – ребенок может запутать в кишках матери;

-чтобы предостеречь ребенка от злых духов открывали дверь, и произносили молитву.

          Новорождённого после рождения купали в тёплой воде, которую затем выливали в чистом укромном месте. В селении Ягдыг для этого проделывали дырку в земле. Если воду выливали вечером, то в таз с водой бросали угольки, путник от веника – «чтоб черти не завладели водой». В качестве оберега для новорожденного клали сырое яйцо в воду, под подушку ножницы, угольки, кинжалы и т.д. Также соблюдали обряды, связанные с люлькой, такие как не предавать, а то расти не будет, следовало обойти и передать, необходимо прикрывать колыбель, чтобы черти не забрались хоть на половину. Чтобы ребенок крепко спал, запускали в люльку кошку, чтоб спал, как кошка.

Если у ребёнка прорезывались зубы, то кто первым это увидел, должен был порвать его рубашонку на теле ребёнка, а затем, вывернув наружу, зашить и надеть вновь. Он же дарил ребенку новую одежду. Видимо, этот обычай был направлен на то, чтобы помочь ребенку преодолеть болезненный процесс и стимулировать появление новых зубов. Если ребенка сглазили, то чтобы узнать кто это сделал, бросали горящие угольки в стакан с водой, тем самым перечислив имена подозреваемых, если камень касался дна, то так определяли сглазившего. И этой водой омывали тело ребенка и брызгали по четырем углам комнаты.

Таким образом, можно отметить, что родильные обряды и обычаи с вязанные с ребёнком пронизаны магическими действиями, ритуалами, поверьями, направленными на обеспечение здоровья матери и её потомству, защите их от болезней, «злых духов», бесплодия и помогавших предотвратить смертность детей в семье.

Одна из самых замечательных традиций табасаранцев – это гостеприимство или куначество. Незнакомый человек, впервые попавший в какое – либо табасаранское село, обычно направлялся на годекан, где он выступал в качестве гостя всего села, именно здесь ему именно оказывали знаки внимания, а уже потом он становился гостем какого – нибудь одного человека. Подавать руку незнакомцу было запрещено, это могло расцениваться как нежелание иметь гостя. По истечении трёх дней можно было спрашивать о цели визита гостя. Для сна гостю предоставлялась лучшая комната дома[4].

 

1.3. Селение Ягдыг

На высокой, не преступной с 2 сторон горе, в нескольких километрах от районного центра расположено мое родовое село Ягдыг. Археологические исследования показали, что как и большинство Табасаранских сел оно имеет доисторическое происхождение. История происхождения названия села неоднозначна.

 По одному из вариантов, можно утверждать, что «яг» - гора, «дыг» -остановка;

По другому -  "ягъ"- масло, "Дагъ" - гора, что означало масляная гора.

 Основными  занятиями в селе в то время были: земледелие, скотоводство, садоводство.

С древних времен жители с. Ягдыг принимали участие в воинах на территории табасарана. Так до сих пор сохранилась местность под названием  "Гушк",где была сигнальная башня, которая предупреждала о приближении врагов, благодаря чему население с.Ягдыг могло не только защищать свое село, но идти на помощь для защиты других населенных пунктов, даже защищать г.Дербент. Оно считается продолжением Дербентской крепости, которое соединяется с крепостью «Семи братьев и одной сестры» (Об этом свидетельствуют многочисленные рассказы старожилов села). Также в тесных связях не только в военных отношениях но и в торговых отношениях  Дербента с Табасараном  в частности с с.Ягдыг свидетельствуют находки, которые нашли жители с. Ягдыг в виде монет Дербентского коганата (14 век), даже была найдена уникальная находка, это- печать купца.                                                             

Из рассказа  имама села Керимова И.К., со слов его бабушки Айханум еще одним местом, свидетельствующим отваге и сплоченности народов Дагестана, находится на территории с.Ягдыг, по дороге Хучни- Ягдыг, местность под названием "Урсари гъубшви йишв", что в переводе означает  «Место, где косили русские», где впервые русские войска, вместе кремневых пистолетов применили ружья пистонные.

 Дело в том, что во времена имама Шамиля (Дагестанская освободительная борьба с царской Россией), Шамиль отправил своего полководца Хаджи- Мурата в Табасаран для того, чтобы он уговорил Табасаран и Кайтаг тоже вступить в сопротивление царскому режиму.

Но, узнав об этом, русские войска направили свой отряд для уничтожения Хаджи- Мурата, и вот вблизи с. Ягдыг произошла битва, где погибло много табасаранцев, и только чудом спасся сам Хаджи- Мурат.

Также старожилы с.Ягдыг рассказывают, что во времена нашествий Надир шаха, когда он приблизился к с.Бурганкент, то со всех сел Табасарана собирались ополченцы в том числе и с. Ягдыг воевать с войском Надир шаха.

Жители с. Ягдыг принимали активное участие в гражданской войне в 1917-1921 гг. В этой войне участвовали 15 человек.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  ягдыгцы активно помогали фронту деньгами, рукавицами, джурабами и.т.д.

Из с. Ягдыг в войне 1941-1945 гг. принимали участие 48 человек, из них 21 человек вернулись, а 27 погибли на полях сражений. Активными участниками Великой Отечественной Войны являются: Азизов Гаджикерим, Халибеков Идрис, Курбанов Халибег и Курбанов Сейфул (отец и сын), Наврузов Абдулла, Казимагомедов Керим, Алибеков Сефер, Гаджикеримов Рамазан, и многие другие. Многие сельчане были награждены орденами и медалями.

Многие жители Ягдыга также принимали участие в войне в афганских и других локальных войнах. Участниками Афганской войны являются: Ханмагомедов Ханмагомед, Гасанов Маллараджаб, Шихмагомедов Шихмагомед, Халибеков Шамиль.

После революции 1917 года жители села начали жители села начали вступать в объединения (колхоз) в коллективные хозяйства.

В 1936 году жители с. Ягдыг создали первый колхоз имени Жданова. Активными участниками при организации колхоза являются: Кадиев Шахбан, Рамазанов Ибрагим, Маграмов Мурад и многие другие.

В 1940-1941 гг. рядом с мельницей, которой пользовались не только сельчане, но и жители всего района, колхозом была построена первая в табасаранском районе гидроэлектростанция.

В  1928г   селе появилась первая школа в частном доме Раджабова Маллараджаба. В 1938г школа перешла в мечеть. В 1953г колхоз построил школу, где сейчас стоит дом Исмаилова Гасанбека. В 1954г школа стала семилетней, в 1956г школу перенесли туда, где сейчас стоит дом Ахмедовых.

С1958г школа стала восьмилетней. В 1967г была построена сборно-щитовая школа.  Десятилетка с 1978г. Первый выпуск в 1979г.                                                                       Первым директором семилетней школы был Шихабидов Абдуселим. Первые учителя: Кулиев Абдуризак, Насуров Насур, Маграмов Рамазан(с.Хучни), Рашидов Абдуселим (с.Гуми), Тамара, Мария, Антонина Михайловна, Катя, Зоя, Лиза, Люда, Надя, Нина Викторовна.

В 1951г колхоз построил сельский клуб, где была библиотека. Она называлась «Изба читальная». При клубе имелся постоянно действующий киностационар. Дом культуры образовался в 1973г.                                                                                            

20.08.2015г в селе при СДК был открыт ЦТКНР (Музей) с большим количеством старинной утвари, инструментов и одежды.

В 1982 году жители с.Ягдыг, в основном молодое поколение, начали переселяться в местность"Нири" и строить дома. В настоящее время там проживают более ста хозяйств и селу дали название Ново-Ягдыг.

В 2003г была открыта девятилетняя школа и в 2005 году стала средней школой, в том же году был первый выпуск.                                                                                                  

В 2000 году в с. Ново-Ягдыг (на федеральной трассе Хучни-Дербент)  построили одну из самых красивых и больших мечетей в Табасаранском районе[5].

                                             III. Заключение.

 

Цель моего проекта достигнута, я очень многое узнала об истории села и культуре своего района.  Я считаю, что без прошлого нет будущего, что каждый уважающий себя человек должен знать историю своего родного края, историю своих земляков. Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства, надо делить пополам: половина от родителей и половина от вырастившей земли, и мы должны их беречь. Мы живем для того, чтобы оставить о себе память. Наша память -  это наше духовное богатство. Изучая историю и культуру своего народа, мы становимся духовно богаче,  учимся любить свой народ, свою малую родину. Я хочу, чтобы мой район, с его героическим прошлым процветал, что бы наше село жило всегда. 

 

IV. Список использованной литературы.

 

1.Булатов Б. Б., Гашимов М. Ф., Сефербеков Р. И. Быт и культура табасаранцев в XIXXX вв.- Махачкала, 2004.

2.Гасанов М. Р. Табасараны.//Наш Дагестан. 1997. №№№184-185-186.

3.Гасанов М. Табасаранский район – долина памятников народного творчества.//Народы Дагестана. 2001. №1.

4.Касимов П. Ковровому производству – широкую дорогу.//Народы Дагестана. 2011. №6.

5. К носу со временем 85 лет Табасаранскому району.//Под ред. Абдулова А., - Махачкала, 2015



[1] Гасанов М. Р. Табасараны.//Наш Дагестан. 1997. №№№184-185-186. С. 38-40

[2] Гасанов М. Табасаранский район – долина памятников народного творчества.//Народы Дагестана. 2001. №1. С. 54.

[3]Касимов П. Ковровому производству – широкую дорогу.//Народы Дагестана. 2011. №6. С. 49.

[4] Булатов Б. Б., Гашимов М. Ф., Сефербеков Р. И. Быт и культура табасаранцев в XIXXX вв.- Махачкала, 2004. С. 104 – 225.

[5] В ногу со временем 85 лет Табасаранскому району.//Под ред. Абдулова А., - Махачкала, 2015

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.03.2019

Дата обновления: 02.03.2019

Дата публикации: 10.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(967)-401-44-76

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».